В принятых документах различают методику и подходы к оценке качества медицинской помощи, связанной с конкретным пациентом, и оценку организации лечения в целом. В первом случае, это экспертная оценка, во втором — оценка удовлетворенности группы пациентов. Такие оценки-рейтинги являются формой общественного контроля для информирования пациентов по программам бесплатного оказания медицинской помощи.
Определено, что оценить качество конкретного лечения возможно только на экспертном уровне, с учетом своевременности его оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. При формировании результата обращают внимание на: — ведение медицинской документации — медицинской карты пациента: заполнение всех полей истории болезни, формирование в определенные нормативные сроки плана лечения и обследования, установление предварительного и клинического диагноза; — отсутствие прогнозируемых осложнений, связанных с проводимой терапией, дефектами обследования, лечения.
Важно, что сегодня основа лечения – клинические рекомендации и протоколы лечения, являющиеся алгоритмами оказания медицинской помощи, не являются юридически значимыми. Принимаемые отраслевыми ассоциациями, они являются не более чем пожеланиями. Медицина, по-прежнему, относится более «к области искусства», нежели к области деятельности, строго регламентированной юридическими нормами. Стоит надеяться, что данное многолетнее упущение будет исправлено уже в ближайшее время
Другая сторона качества медицинской помощи — косвенная оценка всей организации в целом на базе отзывов пациентов — независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями. Исследование проводится на основе анкетирования пациентов и анализа информации, размещенной в открытых источниках, по таким общим критериям, как открытость и доступность информации о медицинской организации; комфортность условий предоставления медицинских услуг и доступность их получения; время ожидания предоставления медицинской услуги; доброжелательность, вежливость, компетентность работников медицинской организации; удовлетворенность оказанными услугами.
Следует принимать во внимание, что, например, под “недостаточной компетентностью” понимается неразъяснение пациенту информации о состоянии здоровья, отсутствие рекомендаций по диагностике, лечению и реабилитации, непредоставление выписки, отсутствие рецепта, а под «условиями пребывания» — состояние гардероба, туалета, наличие питьевой воды, санитарные условия, свободные места для ожидания. Результат — суммы с весовыми коэффициентами отельных аспектов. Рекомендации пациентом организации, удовлетворенность результатом уравновешиваются информированием о работе организации, часах приема и прочим важными, но существенно менее значимым, нежели результативность лечения, факторами. Не оцениваются вовсе, имеющие существенное значение, количество и обоснованность жалоб, а также объективные общие результаты лечения – наличие осложнений и недостижение положительных ожидаемых результатов лечения. Статистические отчеты, которые могут внести в такую оценку существенную ясность, не используются вовсе.